Инновационная деятельность

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновленных, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ).

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т.д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения "не рядом, не над, а вместе". Тем самым ребенок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание дается воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребенком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребенок выступает в роли творца. Новые приемы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности дошкольников, а также профессиональную самореализацию педагогов.

Инновационная площадка "STEM-образование"

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, "инженерное образование в России нужно вывести на новый более высокий уровень. Для решения данной задачи требуется утверждение STEM-образования в нашей стране. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства".

Что включает в себя понятие "STEM-образование"

Полноценное планомерное обучение, включающее в себя изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой, представляет собой STEM-образование. По сути, это учебный план, который спроектирован на основе идеи обучения учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода.

Современная прогрессивная система в отличие от традиционного обучения представляет собой смешанную среду, которая позволяет на практике продемонстрировать, как данный изучаемый научный метод может быть применен в повседневной жизни. Учащиеся, помимо математики и физики, исследуют робототехнику и программирование. Дети воочию видят применение знаний точных дисциплин.

STEM-образование (в переводе с англ.: science – естественные науки, technology – технология, engineering – инженерное искусство, mathematic – математика) основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех четырех дисциплин в единую образовательную модель.

Преимущества STEM-образования:

  1. Интегрированное обучение по "темам", а не по предметам.
  2. Применение научно-технических знаний в реальной жизни (На всех этапах работы дети разрабатывают, строят и развивают продукты современной индустрии. Они изучают (или разрабатывают) конкретный проект и своими руками создают прототип реального продукта).
  3. Развитие навыков критического мышления.
  4. Формирование адекватной самооценки и уверенности в своих силах (Дети, строя мосты, запуская летательные аппараты, тестируя роботов разрабатывая свои под-водные и воздушные конструкции, формируют навык достижения цели).
  5. Активная коммуникация и командная работа (На стадии обсуждения создается свободная атмосфера для дискуссий и высказывания мнений, презентации собственной позиции. Активно участвуя в процессе, дети хорошо усваивают содержание занятия).
  6. Развитие интереса к техническому творчеству (Занятия STEM динамичны, с высоким уровнем плотности, а дозированное использование репродуктивных и творческих заданий снижает степень утомления у детей, поддерживает их интерес к науке и технике).
  7. Ранние "социальные пробы" и профессиональная ориентация.
  8. Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.

Модульный характер программы "STEM-образование"

Организация образовательной среды (в том числе предметно-пространственной развивающей среды) выступает в качестве модулей, из которых формируется основная (или дополнительная) образовательная программа учреждения.

Структурно программа представлена в интеграции следующих образовательных модулей:

  • "Дидактическая система Ф. Фребеля" (экспериментирование с предметами окружающего мира, освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами, конструирование в различных ракурсах и проекциях и пр.)
  • "Экспериментирование с живой и неживой природой" (формирование представлений о мире в ходе элементарных экспериментов, формирование целостной картины мира, экологического сознания и т.д.)
  • LEGO-конструирование (способность к практическому и умственному экспериментированию, установлению причинно-следственных связей, развитие мыслительных операций, планирование собственной деятельности, развитие воображения, пространственной ориентации и пр.)
  • "Математическое развитие дошкольников" (комплексное решение задач математического развития детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет с использованием в том числе и интерактивных образовательных инструментов)
  • "Образовательная робототехника" (развитие алгоритмического мышления формирование основ программирования, развитие способностей к планированию моделированию, знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами), развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности и пр.)
  • Мультстудия "Мой мир" (освоение информационных и цифровых технологий, организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества)

Нормативные документы и локальные акты МБДОУ

Инновационная площадка "Вдохновение"

На основании Приказа АНО ДПО "Национальный институт качества образования" от 25.12.2020 № 14 "Об утверждении статуса инновационных площадок" МБДОУ присвоен статус инновационной площадки по направлению инновационной деятельности "Развитие качества дошкольного образования с использованием Инструментария мониторинга качества дошкольного образования на образовательной платформе "Вдохновение".

Современные требования к качеству дошкольного образования задаются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. С целью предоставления качественных образовательных услуг, апробируются и используются различные механизмы. Одним из них является внедрение и реализация инновационной программы "Вдохновение". Это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни. Особенность программы – учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития.

Цель деятельности инновационной площадки

Достижение нового уровня качества дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС ДО, отвечающего на вызовы современной социокультурной ситуации развития детства и отражающего современные научные и методические подходы к организации образовательной деятельности в ДОО с использованием инновационной образовательной программы "Вдохновение".

Основные задачи инновационной деятельности по программе "Вдохновение"

  1. Изучение современных научных и методических подходов к дошкольному образованию и, отражающих эти подходы, положения ООП "Вдохновение".
  2. Создание и обучение команды изменений для разработки и внедрения новой ООП ДОО, назначение координатора инновационной площадки.
  3. Разработка ООП ДОО, удовлетворяющей заданным требованиям качества дошкольного образования, на основе ООП "Вдохновение".
  4. Ознакомление участников образовательной деятельности ДОО с новой ООП ДО, ее коллективное обсуждение и совершенствование.
  5. Обучение педагогов ДОО и их помощников, новым подходам к организации образовательной деятельности, новым педагогическим методам и инструментам, способам создания условий для осуществления образовательного процесса.
  6. Выбор или создание групп в ДОО для участия в инновационной деятельности.
  7. Подготовка психолого-педагогических условий реализации образовательной деятельности в соответствии с новой ООП.
  8. Создание материально-технических условий осуществления образовательной деятельности в соответствии с новой ООП ДОО, в том числе, формирование развивающей предметно-пространственной среды как в групповом помещении, так и на другой территории (как внутренней, так и внешней) образовательной организации, а также создание других необходимых условий, заданных ФГОС ДО.
  9. Разработка системы управления качеством внедрения и реализации новой ООП ДОО "Вдохновение" на основе подходов и инструментария УМК ООП "Вдохновение".
  10. Внедрение и реализация новой ООП ДОО "Вдохновение", оценивание образовательных эффектов нового образовательного процесса и содержания, предоставление обратной связи реализующим программу педагогам и руководству ДОО.
  11. Разработка модели совершенствования образовательной деятельности, реализуемой по ООП ДОО, созданной на основе ООП "Вдохновение", в том числе, совершенствования условий и содержания образовательной деятельности.
  12. Разработка методических и практических рекомендаций по разработке и внедрению ООП ДОО на основе ООП "Вдохновение" с учетом итогов работы инновационной площадки.

Нормативные документы и локальные акты МБДОУ

Инновационная площадка "Формирование физической культуры"

На основании Приказа АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" от 05.04.2021 № 9 "О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня" МБДОУ присвоен статус инновационной площадки по направлению "Формирование физической культуры детей дошкольного возраста".

Формирование физической культуры в детском саду – одна из самых важных задач, которая стоит перед инструктором по физической культуре для раз-вития ребенка в дошкольном возрасте. Для того чтобы ребенок был всегда здоровым, активным и жизнерадостным, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому педагог большое внимание уделяет развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости. В детском саду занятия физической культурой являются одними из самых обязательных, они повышают устойчивость ребенка к различным заболеваниям, активизируют защитные силы организма.

Нормативные документы и локальные акты МБДОУ

zapis school
zapis detsad
01 minobrnaukiminnauki02_gu04_potrebnadzor05_mchs13_busgovru06_mintrud15_gai-gibdd
07_rosobrnadzor09_11208_pravogovru10_minobrro11_gerb-rnd12_rostobrnadzor14_ros_obrazovanienavigator-deti